Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, природные материалы; пластилин, варианты готового изделия, фотографии

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, природные материалы; пластилин, варианты готового изделия, фотографии, эскизы совы, материалы для проведения игры по составлению изображения совы; материалы и инструменты для изготовления изделия.

У учащихся:учебник, рабочая тетрадь, клеенка, стека, салфетка, природные материалы (шишки, семена клёна, шляпки желудей, листья дуба, веточка), пластилин, горошек перца, две косточки хурмы (можно заменить пластилином).

Ход урока:

Вступительная часть (4 мин.).

Урок начинается с обсуждения темы прошлого урока. Учащиеся могут продемонстрировать изделия, которые принесли из дома, на такой выставке проходит повторение материала (свойства пластилина; приемы работы; правила работы). Так как практическая работа будет связана и с природными материалами, то здесь стоит повторить материал о видах природных материалов. Предложить рассмотреть следующие природные материалы и сравнить по некоторым свойствам (форма, прочность): шишки, семена клёна, шляпки желудей, листья дуба.

Учитель: «Сегодня на урок вы принесли различные материалы, которые собрали в парке или в лесу. Скажите, какие правила сбора вы соблюдали? Как вы думаете, а почему так важно соблюдать эти правила?». Учащиеся рассказывают, какие правила сбора природных материалов необходимо соблюдать. Также говорят о необходимости бережного отношения к природе. Деревья растут очень медленно, государство охраняет леса, и нам нужно тоже бережно к ним относиться и не портить деревья.

Учитель: «На двух последних уроках мы с вами изготовили два изделия, перед тем как приступать к работе, мы анализировали изделие и планировали нашу работу. Сегодня мы познакомимся с вопросами юного технолога, на которые мы будем отвечать перед изготовлением каждого изделия. Но сначала отгадайте загадку, кого мы сегодня будем делать.


Анализ изделия. Планирование работы. (7 мин.)

Учитель: «На стр. 22 под знаком «Работаем самостоятельно» нам предлагается выполнить изделие «Мудрая сова». Обратите внимание на знаки сложности выполнения и затраты по времени. Насколько сложным является выполнения данного изделия? (трудно, встретятся новые приемы работы). Сколько времени понадобится для изготовления данного изделия? (авторы предполагают, поделку надо доделать дома, то есть делать ее по времени достаточно долго). Посмотрим, в конце урока насколько действительно сложно выполнять данное изделие и сколько времени мы затратим на его изготовление.

Как называют сову? (мудрой). Давайте рассмотрим сову внимательно на фотографиях (рисунках), опишите ее.

Учащиеся рассматривают изображение совы на фотографиях и описывают ее.



Крупная голова, большие круглые глаза, которые окружает лицевой диск, клюв короткий, изогнутый. Оперение густое и мягкое, хвост прямоугольный, а крылья относительно крупные, округлые, окраска оперения у сов, как правило, "защитная", то есть оно сливается с окружающей средой, помогая сове оставаться незамеченной во время дневного отдыха. Перья лесных сов обычно коричневатые, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок, перья покрывают и лапы, когти у них у всех длинные и острые.

Учитель: «Мы будем изготавливать сову из природных материалов, давайте сделаем предположение, какие природные материалы можно использовать для изготовления совы».

Учащиеся высказывают свое мнение о том, какой вид природного материала нужно взять для изображения туловища, лап, глаз, бровей, крыльев, носа.

Также можно наглядно продемонстрировать, что же получается из тех материалов, которые предлагают учащиеся. Дети предлагают вид природного материала для туловища, учитель демонстрирует выбранный материал; далее, что выбираем для изготовления лап – появляются лапы и т.д. Для данной игры можно использовать как сами природные материалы, так и увеличенные макеты отдельных деталей, также можно использовать возможности электронных ресурсов.

После учитель демонстрирует изделие, которое предстоит выполнить на уроке.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы юного технолога, представленные на стр. 21 учебника. Дети рассматривают изделие, а также слайды в учебнике на стр. 23 и отвечают на вопросы юного технолога. При возникновении затруднений при ответе на вопросы, учитель делает пояснения или задает наводящие вопросы. Учитель выводит учащихся на ответы, представленные в учебнике на стр. 22-23, также комментируя их.

1. Что я буду делать? (Я буду делать сову).

На этом этапе мы отвечаем на вопрос, какое изделие будем выполнять, можно дать сразу название нашей работе. Как можно назвать наше изделие? (Мудрая сова). Также здесь нам предстоит выполнять эскизы наших будущих работ. Что такое эскиз? Учащиеся предполагают, что это предварительный рисунок, набросок. В эскизе мы пробуем воссоздать то изделие, которое хотели бы выполнить.



Здесь учитель может продемонстрировать несколько вариантов эскиза совы.

2. Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы? (Мне понадобятся природные материалы: шишки, семена клёна, шляпки желудей, листья дуба). Из чего сделано туловище, глазки, крылышки, брови? На чем сидит сова?

Получается целая композиция. Что такое композиция? (взаимное расположение частей). То есть это произведение, в котором все компоненты (детали) связаны одной идеей. Какая у нас идея? (сова сидит в лесу на веточке).

3. Как я буду выполнять работу? Какими способами? (Детали я соединю при помощи пластилина).

Как соединены детали в данном изделии? (на пластилин). Это самый простой способ соединения – при помощи пластилина, мы скатываем небольшой шарик, прикрепляем его на деталь и прикрепляем его к другой детали (учитель демонстрирует данный прием).

4. Что сделаю сначала, что потом? (Составлю план работы или ознакомлюсь с готовым). Мы будем работать по плану, представленному в учебнике. Но при этом можно предложить учащимся самим составить план работы по изготовлению совы. При этом план работы может быть составлен из трех пунктов плана:

1) Организация рабочего места.

2) Соединение деталей при помощи пластилина.

3) Оформление изделия.

5. Для чего я буду мастерить это изделие? (Сову можно подарить другу или украсить этой поделкой свой рабочий стол).

6. Подведу итог своей работе. (Что получилось, чему следует научиться?). Учитель сообщает, что ответ на данный вопрос учащиеся дадут во время подведения итогов, когда выставят свои работы на выставку.

Изготовление изделия. (20-25 мин.)

Практическая работа проходит таким же образом, как и на предыдущем уроке, учащиеся будут сравнивать текстовый и слайдовый план, выполнять работу под руководством учителя. Во время практической работы учитель обращает внимание на качество выполняемой работы: детали прилеплять аккуратно, не брать очень много пластилина, чтобы его не было видно за деталями, сравнивать свою работу с образцом учителя.

В зависимости от возможностей класса, можно предложить учащимся выполнить изделие самостоятельно, делая акцент на некоторых операциях, которые могут вызвать затруднения. В этом случае, отвечая на вопросы юного технолога» в 4 пункте подробно рассмотреть два плана работы: тестовый и слайдовый.

1. Организую своё рабочее место. Обратим внимание на слайд №1.

Учащиеся перечисляют материалы, инструменты, приспособления, которые они видят на слайде и проверяют их наличие у себя на столах.

Учитель отмечает, что данный пункт плана совпадает с составленным учащимися.

2. Отломлю макушку большой шишки.

Учащиеся, рассматривая слайд №2, отмечают, что отломить необходимо небольшую часть.

Учитель отмечает, что данный пункт плана не был запланирован у учащихся.

Перед тем, как обратиться к следующим пунктам плана, учитель отмечает, что далее будет проходить работа по соединению деталей при помощи пластилина (такой же пункт плана как у учащихся), но описание в учебнике дается более подробное.

3. Прилеплю пластилином две маленькие шишки — получились ноги совы.

На слайде №3 показано, куда необходимо прилепить маленькие шишки, для этого понадобятся небольшие кусочки пластилина.

Учитель прикрепляет пластилин на маленькие шишки и прилепливает их к большой.

4. Сделаю глаза для совы. Для этого внутри шляпки жёлудя прикреплю пластилином горошек перца.

Посмотрим, как это действие показано на слайде №4. Учащиеся объясняют, что показано на слайде, также отмечают, что здесь также подготовлены косточки хурмы, высказывают предположения, для чего они изображены (показано, как изготовить нос).

5. Прилеплю глаза к голове совы. Из пластилина или двух косточек хурмы сделаю клюв и тоже прилеплю его к голове совы.

Посмотрите, какая симпатичная сова получается на слайде №5. Как соединить две косточки хурмы? На каком слайде это показано?

Учащиеся выполняют данное действие самостоятельно.

6. Прилеплю пластилином кленовые крылатки над глазами совы — сова нахмурила брови.

Действительно ли сова нахмурила брови? Посмотрим на слайд №6. Как прилеплены крылатки? Как еще можно прилепить? Учащиеся предлагают свои варианты, описывают, какой они видят сову.

7. Два дубовых листочка прилеплю пластилином к спине, подложив их под чешуйки шишки, — получатся крылья.

Как прилеплены листики к шишке на слайде №7? Учащиеся обращают внимание, что листика нужно прилепить на пластилин, при этом нужно подложить их под чешуйки шишки.

Итак, наша сова готова. В составленном нами плане присутствует еще один пункт – это оформление изделия. В учебнике он представлен пунктом 8.

8. Посажу сову на веточку.

Учащиеся рассматривают слайд №8.

Здесь учитель может предложить каждому учащемуся оформить свою работу индивидуально: можно посадить сову на веточку, можно украсить и веточку, долепить пластилином или прилепить листочки на веточку, как будто сова прячется. Возможен и другой вариант: сделать коллективную работу. Учитель может подготовить несколько веточек и предложить учащимся посадить на них сов, получится целое семейство (каждый ученик может оставить под своей совой листочек со своим именем или придумать имя сове).

Подведем итоги.(5 мин).

На данном этапе проходит выставка работ. Здесь учащимся предлагается ответить на последний вопрос «Вопросов юного технолога»: Подведу итог своей работе. Что получилось, чему следует научиться? Учащиеся отмечают, что научились составлять композицию из природных материалов, соединять детали при помощи пластилина.

Также оценивают свои изделия: сделано ли изделие аккуратно, или нужно еще потрудиться над изделием. Учитель может предложить учащимся выбрать самую умную сову, самую удивленную, самую добрую, самую серьезную и т.д. Учащиеся могут выбрать несколько кандидатов, но при этом объясняя свой выбор.

Учитель: «Из природного материала можно сделать еще огромное количество фигурок. Откройте рабочую тетрадь на стр. 11 «Фигурки из природного материала», кого вы узнали? (птица, петушок, дракон, ежик).

Дома можете сделать понравившуюся фигурку».

Рекомендации для занятий в семье.Сделать одну из фигурок, предложенных в рабочей тетради на стр. 11 «Фигурки из природного материала». Можно попробовать придумать свои.

Электронное приложение к уроку состоит из 4 разделов: «Новый материал», «Проверь себя», «Видео», «Сделай сам».

Предлагаем поработать с разделом «Новый материал» в конце вступительной части данного урока. Здесь дети окажутся в лесу, услышат голоса птиц и узнают полезную информацию о сове.

Далее можно обратиться к разделу «Проверь себя». Игра «Угадай птицу по голосу» напомнит ребятам о разнообразии птиц в лесу и мотивирует на дальнейшую работу. Интересным дополнением к анализу изделия послужит вкладка «Материалы» из раздела «Сделай сам». В ней вы найдёте информацию о видах природного материала, необходимого для изготовления изделия и познакомите учеников с разнообразием шишек.

При изготовлении изделия советуем ориентировать ребят на видеоряд (раздел «Видео») или остановиться подробно на сложных этапах работы (раздел «Сделай сам»).


6091976620647361.html
6091993520895443.html
    PR.RU™