Налоговые схемы.

Понятие налоговая схема появилось не из теоретических разработок, а из реальной жиз­ни российских налогоплательщиков. В понимании большинствару­ководителей налоговое планирование — это прежде всего налоговые схемы. Такой вывод достаточно близок к истине, т.к. конкретные ре­зультаты оптимизационного налогового планирования всегда выра­жаются в некоторых организационно-правовых схемах.

Налоговая схема — это основная идея кон­кретного метода оптимизации (минимизации) налогов; легальное опи­сание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графи­ческое представление выбранного метода оптимизации (минимиза­ции) налогов.

Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщиком применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов.

Оптимизационное налоговое планирование может иметь различный масштаб и, соответственно, различную экономическую эффективность воздействия на бизнес.

По своему масштабу (степени воздействия на налогоплательщика ) налоговые схемы бывают трех видов: глобальные, средние и малые.

1. Глобальные налоговые схемы помогают минимизировать большинство основных налогов, существенно меняют формы бизнеса, воздействуя на основную массу применяемых экономических действий, приводят к многократному сокращению налогового бремени.

2. Средние налоговые схемы помогают минимизировать один-два налога, требуют приспосабливать бизнес под данные схемы приводят к сокращению налогового бремени на десятки процентов.

3. Малые налоговые схемы минимизируют обычно один налог, иногда второстепенный. Обычно не требуют больших организационных затрат, позволяют достигнуть небольшого, но все-таки заметного сокращения налогового бремени.

Для реализацииналоговых схем и серьезного налогового планирования требуется комплексное применение в их взаимосвязях нескольких предприятий - налогоплателыциков с различными налоговыми режимами, с учетом имеющихся внутренних и внешних ограничении подконтрольности предприятий, доверие к определенным лицам, наличие посредников и т.д.). Реальные налоговые схемы могут быть достаточно масштабными и сложными.

Лучшие топологии налоговых схем необходимо для получения уверенного навыка их разработки, оценки и анализа, понимания их специфики и отдельных деталей.

Под топологией налоговой схемы можно понимать зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов налоговой схемы и связей между ними.

Основными элементами налоговых схем являются следующие объекты: юридическое лицо - налогоплательщик, его контрагенты по сделкам и юридические лица, выполняющие функции налоговых посредников. Связи между элементами определяют направления основных финансовых потоков налогоплательщика и, следовательно, имеют векторный вид, который обозначается стрелками. Схемы с количеством взаимодействующих лиц от двух до четырех могут считаться простыми. Схемы с количеством участников более четырех считаются сложными.



И последнее что необходимо рассмотреть – это механизм построения схем.

Самым сложным этапом оптимизационного налогового планирования является разработка конкретных налоговых схем. Классическая последовательность их построения следующая:

Поиск идеи. На данном этапе наиболее эффективными являются различные эвристические и творческие подходы. Ближе всего эта деятельность связана с комплексным анализом налогового законодательства с учетом необходимости минимизировать размеры or по конкретным налогам.

Разработка экономической модели. На данном этапе решается вопрос, имеет ли найденная идея практический интерес и экономическое содержание, определяется, какой экономический эффект он принести.

Юридическая модель. Рассматривается юридическая возможность реализации идеи, юридическое оформление и обоснование значимых деталей. Заканчивается проектами документов.

Организационная модель. Любая схема должна быть деталь лакирована и правильно организована. На этом этапе выделяю возможные организационные сложности, пути их преодоления, ответственные лица, этапы и отчетность.

Учетная модель. Вполне законченной схемой для предприятий можно посчитать только такую налоговую схему, в которой точно наг подход к учету и расчету бухгалтерских и налоговых показателе, определены бухгалтерские проводки. Различные варианты бухгалтерских проводок могут повлиять на конечный результат и, соответственно, эффективность налоговой схемы.

Отработка деталей. Данный этап частично входит в вышеуказанные, но имеет и собственную ценность. Этот этап целиком прикладной и относится к возможностям и связям конкретных предприятии, и также конкретной специфике реального предприятия и региона. Вес существенные для налоговой схемы детали должны быть проверены Обычно при разработке налоговых схем ряд общих деталей в качестве предположений принимается без доказательств. Но иногда на практике оказывается, что какая-то отдельная операция не может быть произведена так, как задумывалось, или и заданные сроки.



Классификация налогового планирования.

Противоправные мероприятия, содержащиеся в налоговом плане подразделяются на следующие группы правонарушений[6]:

· виды уклонения от уплаты налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода;

· виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий;

· виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием расчетных счетов;

· виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем манипуляций с издержками;

· виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем формального увеличения числа сотрудников;

· виды уклонений от уплаты налогов, совершаемого посредством неправомерного учреждения новых структур;

· виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения денежных средств.

Следует различать следующие модели поведения хозяйствующих субъектов:

1. Уклонение от уплаты налогов.

2. Обход налогов.

3. Стандартный метод.

4. Налоговое планирования.

Документальное оформление налогового планирования происходит:

1. В налоговом календаре;

2. В приказе по учетной и налоговой политике хозяйствующего субъекта;

3. Во внутренних правилах налогового планирования в организации;

4. В инструкциях для участников процесса налогового планирования.

Необходимо отметить, что специфика налогового планирования определяется рядом факторов:

Спецификой объекта налогообложения;

1. Спецификой субъекта налогообложения;

2. Определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами его исчисления и уплаты;

3. Налогообложение доходов, полученных из различных источников, по различным ставкам;

4. Использованием определенных вариантов учетной и договорной политики;

5. Возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

Классификация (от лат. classis – разряд, класс) – система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо отрасли знаний или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними и используемая как средство для установления связей между этими объектами.

Классификация налогового планирования должна исходить из общетеоретических положений о классификации, учитывать гносеологические корни этого понятия. Взаимодействуя с другими элементами общей системы, налоговое планирование принимает все черты, свойственные общеэкономическому планированию, в этом проявляется их диалектическая связь как частного и общего, через призму их соотношения, взаимосвязи вычленяется сущность налогового планирования.

Следовательно, говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, и, во-вторых, временные рамки, с одной стороны ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором эффективности планируемых действий путем сопоставления прогнозируемого и фактического результата.

По субъектам, участвующим в налоговом планировании, различают внешние, разрабатываемые и применяемые третьими лицами (учредителями предприятия, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т.п.), и внутренние (исполнительные органы предприятия, его структурные подразделения) мероприятия налогового планирования.

В зависимости от юрисдикции применения методов налоговой оптимизации различают планирование налоговых отчислений с учетом действия местных налоговых нормативных актов, законодательных актов субъектов Российской Федерации, федеральных законов, а также в соответствии с международным налоговым правом. Последняя группа методов, которая в литературе получила устойчивое наименование – международное налоговое планирование – настолько специфична и значима в развитии мировой экономики, что заслуживает особо тщательного анализа.

В зависимости от уровня управления целесообразно выделять следующие виды налогового планирования:

· Планирование на уровне государства (государственное);

· Хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы предприятий;

· Физических лиц (индивидуальное).


6097838145051705.html
6097875817793476.html
    PR.RU™