VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ 4 страница  

VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ 4 страница

Предыдущая148149150151152153154155156157158159160161162163Следующая

Это есть стоимость в одном еe аспекте. Правильным будет такой образ: вы смотрите на чeрную поверхность, на что-то чeрное сквозь нечто светлое. Она видится вам голубой. И в зависимости от толщины светлой пластинки голубой цвет выглядит по-разному. Смотря по тому, как вы передвигаете пластинку, меняется сгущeнность голубого цвета. Он текуч и изменчив, как изменчив один цвет, просвечивающийся сквозь другой. Такова стоимость в экономическом процессе. В этом своeм аспекте стоимость есть экономическое явление, образуемое прохождением продукта природы сквозь человеческий труд. И она постоянно течeт, переливается". 340(2)

724. "Экономические стоимости образуются только двумя путями: или там, где природа модифицируется трудом, или там, где труд модифицируется духом". 340(3)

725. "Единственно правильный путь: экономические суждения и решения обосновывать не теориями, а находить их в живом общении людей в ассоциациях, непосредственно участвующих в экономической жизни. Только такие решения будут действительно реальны и практически действенны. В этих ассоциациях на основе непосредственного опыта всех участников станет возможным определять правильную, т.е. экономически обоснованную стоимость всякой вещи". 340(11)

726. "Таким образом, на одном полюсе экономического процесса фактором, образующим стоимость, выступает затрата труда; здесь стоимость создаeтся так, что труд прилагается к продукту природы, продукт поглощает труд как бы втягивает его в себя. А на другом полюсе, напротив, продукт как бы выделяет из себя труд, продукт сам определяет труд, являющийся фактором стоимости. Здесь стоимость является начальной, она определяет сбереженный, незатраченный труд, который является здесь фактором стоимости. Таким образом, мы получаем нечто сравнимое: труд с одной стороны и труд — с другой, и получаем возможность реально сопоставлять плоды материального и плоды духовного труда. В одном случае мы говорим: стоимость равняется "природе умноженной на труд", а в другом случае — стоимость равняется "дух минус труд". В первом случае мы имеем уравнение: Ст = Пр х Тр.; во втором: Ст = Д — Тр. Здесь мы имеем движение стоимости в прямо противоположных направлениях: физическая, материально произведeнная работа имеет положительный смысл только тогда, когда человек сам вносит свой труд в экономический процесс, умножая тем самым обращающиеся в нeм стоимости. В отношении же работника духовного труда мы видим, что эта материально произведeнная работа им не затрачивается, за него работают другие. А его труд с точки зрения экономического процесса является в нeм как бы негативной величиной". 340(14)



726а. "В народном хозяйстве следует исходить из следующих принципов:

1) человек не должен быть включен в народное хозяйство, т.е. все что имеет к нему отношение, должно расцениваться с иных позиций;

2) товар получает свою стоимость от вожделения, которое он вызывает, от интереса к нему;

3) эта стоимость, ценность вводит его в народнохозяйственную циркуляцию;

4) стоимость товаров не должна измеряться затратами на их производство труда или сэкономленным трудом, а только мерой удовлетворения, какую они доставляют.

Работа не сберегается товарами, а извлекается; она существует вместе с товарами, а не накапливается в них". Д. 24/25, с. 42.

"Работа — она может регулироваться только через другие социальные факторы: земля, капитал, право и т.д.

Цена товара: владение должно оплачиваться способностями, право — долгом (обязанностями); владение — духовными способностями, оно есть телесная способность; право — долгом — обоюдность — воля — ощущение.

Цена одного товара определяется через цены других товаров.

В хозяйственной жизни существует лишь цена товара; поэтому зарплата есть часть продажной цены. Спрашивают: кто оплачивает повышение зарплаты? Потребитель или производитель? Оба практически есть одно и то же".

"Нет объективной стоимости капитала, земли. Она зависит в обоих случаях от способностей тех, кто с ними работает". Д. 21, с. 15-16.

Деньги

727. "Деньги переходят от одного человека к другому без того, чтобы при этом циркулировали товары. Ибо в той области, где деньги производятся как таковые, живeт ариманическая сила. Вы не можете получить наследство без того, чтобы вместе с деньгами к вам не перешло какое-то количество ариманической силы. Нет никакой другой возможности здоровым образом иметь деньги внутри социальной структуры, как иметь их по-христиански, т.е. приобретать их наравне со всем другим, что мы приобретаем в жизни между рождением и смертью. Так что способ, каким человек приобретает деньги, не должен быть отражением того, что является ягвестическим. Ягвестически мы рождаемся, т.е. из эмбрионального состояния переходим во внешнюю жизнь. Отражением этого является наследование денег. Способности, которые мы наследуем через кровь, носят природный характер. Незаработанные деньги, приобретeнные путeм наследства, являются отражением этого".

"Благодаря тому, что они указывают на работу, деньги есть средство власти". 186(2)

728. "Деньги имеют свою номинальную стоимость, и она как будто бы остаeтся неизменной. А на самом деле это не так. Все прочие вещи поступают честно: мясо начинает портиться именно тогда, когда по своим качествам оно и должно портиться, а деньги в любом качестве так не поступают. Открыто деньги так не поступают. И тем не менее мы можем сказать: любой предмет в силу каких-либо обстоятельств через какое-то время может подорожать или подешеветь; при этом его ценность для человеческого потребления сама по себе должна остаться неизменной, но его экономическая стоимость может сохраниться неизменной только в силу общей конъюнктуры, поскольку каждый предмет должен быть потреблен в надлежащие сроки и заменен новым; но деньги так не поступают, они не потребляются, потому-то деньги как таковые, как средство обмена в чистом виде, и можно назвать недобросовестным партнeром, поскольку они ничем не обнаруживают, что они, собственно, тоже подвергаются изменениям. Если сегодня я плачу за фунт мяса определeнную сумму денег, а через две недели за фунт такого же мяса я должен заплатить больше, то эта разница не может быть объяснена причиной, лежащей в самом мясе, причина заключается в деньгах и только в деньгах. Поскольку же деньги при этом сохраняют свою номинальную стоимость, то они лгут, ибо их действительная стоимость снизилась. Если в обмен на фунт мяса надо отдать денег больше, значит, деньги стали дешевле. Это само собой понятно. Таким образом, денежное обращение в той форме, как оно существует теперь, вносит в экономический процесс нечто такое, что, собственно, реально экономически не существует. Экономически — картина совершенно другая. С экономической точки зрения дело обстоит так, что стоимость самих денег в ходе экономического кругооборота меняется".

"Положим, у нас молодые деньги, деньги выпуска текущего года, деньги, выпущенные, скажем, в 1922 г. Эти деньги выпуска 1922 г. будут, разумеется, хорошими покупательными деньгами. Но вот перед вами предприниматель. Он спрашивает: какими деньгами мне следует снабдить своe предприятие? Моe предприятие рассчитано, скажем, на 20 лет — буду ли я его снабжать старыми или молодыми деньгами? Если я возьму старые деньги, то они через два или, там, пять лет потеряют стоимость; поэтому я не могу положиться на старые деньги. При расчeте производства на длительный срок мне нужны молодые деньги. Таким образом, для предприятий, рассчитанных на длительный срок, молодые деньги приобретают особую экономическую стоимость, значительно большую экономическую стоимость, чем старые деньги. Именно эта стоимость и есть в наличии, она теперь и есть действительная стоимость этих денег.

Но, положим, я хочу учредить предприятие, продукция которого заранее рассчитывается только на три года. Я был бы плохим хозяином и плохим экономистом, если бы теперь для этой цели взял совсем молодые деньги, ибо молодые деньги благодаря своему возрасту самые ценные, самые дорогие. Нет, я бы употребил в таком случае более старые, более дешeвые деньги, поскольку они мне нужны на короткой срок. Отсюда вы видите, что таким путeм для того, кому предстоит приложить к деньгам свой разум, возраст денег начинает играть важную роль; еe надо осознать". 340(12)

729. "Что в хозяйстве соответствует деньгам — это существующая на социальной территории сумма средств производства, включая землю". 329, с.102

Капитал. Дарение

730. "Экономический процесс начинается, пускается в ход трудом, прилагаемым к продукту природы; здесь из чисто природного вещества, не обработанного трудом и не имеющего ещe в экономическом процессе никакой стоимости, возникает экономическая стоимость — продукт природы, обработанный трудом. Затем мы видели, что процесс движется дальше благодаря тому, что труд как бы улавливается капиталом. Капитал расчленяет, организует труд, и в ходе этого процесса труд снова исчезает, растворяясь в массе капитала. Поэтому для дальнейшего движения экономического процесса капитал должен работать сам. Но работа капитала — не та работа, не тот труд, какой мы видели в начале экономического процесса. Здесь вступает чисто духовная деятельность человека, которая овладевает капиталом. Благодаря тому, что эта духовная деятельность, как я говорил, умножает капитал в ходе экономического процесса, этот последний и может развиваться дальше".

"Для истинно здоровой экономики необходимо, чтобы люди, во-первых, имели что дарить, а во-вторых, имели добрую волю разумно дарить то, что они имеют. Здесь мы видим нечто, весьма своеобразным способом включающееся в экономический кругооборот. Примечательно, что осознание подобного рода вещей получается не путeм разработки понятий, а добывается только на основе обширного опыта. А обширный опыт вы приобретаете, как можно больше изучая существующие экономические факты. И я даже порекомендовал бы вам темы ваших диссертаций побольше ориентировать именно на исследование этого вопроса: что происходит в ходе экономического процесса с дарениями? Как действуют в экономическом процессе дарения? И тогда вы увидите, что дарение — самый продуктивный вид капиталовложения. Менее продуктивен заeмный капитал, а самый непродуктивный — тот, что остаeтся в сфере простого обмена, в сделках купли-продажи. То, что выплачивается непосредственно при купле-продаже, — самый непродуктивный вид капитала". 340(7, 9)

730а. "Капитал может действовать только в свободной духовной жизни, ибо благодаря не хозяйственной и правовой жизни, а индивидуальным способностям человека стал он тем, чем является. Рабочая сила может регулироваться только правовым государством. Добычей власти она становится лишь в том случае, если ее регулирует хозяйственная жизнь". Д.11, с.17.

731. "Для дарения вы употребили бы старые деньги, которые теряют свою стоимость наивозможно скорей после того, как сделан дар, но с таким расчeтом, чтобы получивший дар имел бы время купить на эти деньги то, что ему нужно".

"Итак, мы имеем три вида денег, качественно друг от друга отличных: покупательные, кредитуемые и даруемые. Чтобы понять взаимоотношения, надо рассмотреть ... замкнутый, самодовлеющий экономический комплекс. И мы увидим, что в такой экономической системе кредитные деньги с течением времени переходят в категорию безвозмездно даруемых. Иначе и не может быть в такой замкнутой экономической системе, какой является мировое хозяйство. Кредитные деньги должны постепенно полностью переходить в сферу безвозмездных дарений. Нельзя допускать, чтобы кредитный капитал возвращался в форму обменных, покупательных денег, внося этим расстройство в сферу товарообращения. Кредитный капитал переходит в форму безвозмездных дарений — так должно быть в условиях замкнутого экономического кругооборота. Что же происходит с деньгами, когда они переходят в сферу действия безвозмездного дарения? Они теряют свою стоимость. Так что мы можем сказать: в сфере действия покупательных денег они представляют собой определeнные обменные стоимости. В сфере действия безвозмездных дарений — по отношению ко всему тому, что можно купить — они имеют как бы негативную стоимость, здесь покупательная стоимость денег исчезает. Переход между этими двумя видами денег осуществляется через посредство кредитного капитала, который постепенно переходит в сферу безвозмездных капиталовложений и исчезает в ней".

"Иными словами, когда закономерно и неизбежно складывается замкнутое самодовлеющее хозяйство —мировое хозяйство, — то мы должны понять как экономическую необходимость, что избыточный капитал, во избежание его застоя в земельной ренте, должен направляться в духовные учреждения и в них исчезать, потребляться. Он должен исчезать в духовных учреждениях, он должен действовать как дар. Это значит, что современная экономическая наука должна найти правильный ответ на вопрос: каковы должны быть в экономическом смысле отношения купли-продажи для того, чтобы стоимости, создаваемые как средства пропитания в чисто материальном производстве, могли переноситься и потребляться в сфере духовной жизни? Это очень важный вопрос". 340(13,12)

Производство и потребление

732. "Сегодня думают целиком в смысле производства. Этот смысл должен быть изменен! Вопрос должен быть уведeн от производства и направлен на потребление. ... Логически товар следует из работы. Но действительность есть нечто иное, чем логика". 186(9)

733. "Народнохозяйственная ценность есть род напряжения (наподобие напряжения электрического)... На одной стороне мы имеем товар с его качествами и с его отношением к тому месту где он мог быть произведeн; так что с одной стороны стоит товар на определeнном месте и в определeнное время. На другой стороне стоит человеческая потребность или интерес; при этом не важно, искусственный он или естественный. Это состояние напряжения — и ничто другое — даeт истинную народнохозяйственную ценность. Понятия работы здесь нет. Оно ассоциируется с процессами циркуляции товаров в социальном организме... Труд, который г-н Ленбах должен был затратить, чтобы своим талантом создать картину в определeнное время, и та работа, которую он этой картиной скопил, определяют только ценность частного владения г-на Ленбаха ... а не народнохозяйственную ценность". Потребность же ведeт в духовный мир человека. 188(9)

734. Тезис: "добро — это счастье наибольшего числа людей на Земле" — поистине дьявольский тезис. Счастье большинства за счeт страданий меньшинства. "Совершенно в смысле правильных сил: проблему потребностей сделать проблемой морально-доброго. Ибо морально-доброе в широчайшем объeме развивается из проблемы потребностей, т.е. происходит одухотворение потребностей. Это правильная задача 5-й послеатлантической эпохи. Это должно развиться в мощные имагинации, начало которым положено в "Фаусте". Но через ариманическое влияние проблема потребностей сведена к проблеме счастья". 171(5)

735. "Социализм, производство смотрит только на рабочего — Маркс, Лассаль, — т.к. он производитель. На Востоке на передний план выставляется потребление: Кропоткин, Бакунин, Герцен". 93-а(30)

736. "Простоватые дарвинисты утверждают, что человеческая мораль есть только развитие тех социальных потребностей, которые имеются и у животных. Но социальные потребности у животных врождeнные, и поскольку они являются социальными потребностями животных, то у человека-то они как раз становятся антисоциальными, и человек лишь тогда пробудится к социальной жизни, когда перерастет в себе то, что как животность развивает в нeм антисоциальное. ... Что в животном является социальным, у человека — антисоциально. Но человек врастает в дух, и в духе он может вновь завоевать социальное. Человек завоeвывает социальное на более высокой ступени, чем та, на которой он стоит в эпоху души сознательной и где он вырастает из животности; через хаос это просвечивается в промежуточном состоянии, в котором теперь пребывает человек". 186(5)

737. "Если человек не рассматривает свою жизнь с точки зрения духовно-научного познания, то он бывает вынужден проспать самое существенное в этой жизни". Социальные потребности пронизывают вас во время сна. 186(7)

738. "Приход к личному сопровождается впадением в эгоизм. Это делает из нас людей, стремящихся к обладанию. Поэтому Меркурий — бог купцов". 97(2)

738а. "Производство становится коллективистким — оно (тогда) должно вобрать в себя индивидуалистический элемент. Свободная духовная жизнь.

Потребление остается индивидуалистическим — оно должно вобрать в себя коллективистский элемент. Ассоциации в хозяйственной жизни". Д.21, с.15

5. Учение о социальной трeхчленности.

739. "Постепенно мы нашу хозяйственную жизнь скрестили с греческой духовной жизнью и римской правовой жизнью; и теперь встаeт задача всe это разъединить". 193(7)

740. "Вся социальная структура Европы сложилась благодаря тому, что в Америке открывались новые земли и туда возник отток всего, что высылала из себя Европа. Как с востока были получены религиозные импульсы, так экономические импульсы посылались Европой на запад. В режиме этого потока развилась экономика, а в потоках религиозных импульсов с востока развилась духовная жизнь. ...

В конце XIX — начале XX веков наступил кризис. Всe это начало спотыкаться. Это перестало идти той чередой, какой шло четыре столетия. ... Должен быть найден внутренний выход... и это должно случиться благодаря трeхчленности". 191(5)

741. "Я говорю: в эти идеи (социальной трeхчленности) не следует верить как в догмы, но следует начать где-либо в действительности, и тогда уже в самой действительности станет ясно, что она может быть с их помощью возделана". 186(11)

742. "Нам говорят: ах, если человечеству пойти дальше так, как вы мыслите, то потребуются десятилетия! — Но это бессмыслица по отношению к действительности. Это не что иное, как римско-юридическая логика". 192(15)

743. "Гeтевская "Сказка" может служить подготовлением к тому, что описано в "Коренных пунктах социального вопроса". (ИПН. 23) 200(4)

744. Люди хотят простоты. "Это, естественно, сложнее, если на вопрос: что такое человек? — приходится отвечать: увидь в середине Представителя Человечества, когда сверху находится Люцифер, снизу — Ариман! Эта троичность и образует единство человека. Человек троичен, и по-другому человека не поймeшь.

Это не теория, а нечто очень и очень живое и действительное, что выступает в человеческой природе. Поскольку человек начинает и себя, и мир ощущать трeхчленно, то в подсознании он требует трeхчленного социального организма".

"Подобные землетрясениям потрясения нашего времени происходят оттого, что достигнута высшая точка, кульминация в отношении несоответствия внешнего социального организма человеческому внутреннему". 190(1)

Страж Порога и трeхчленность

745. "В течение нашей 5-ой послеатлантической эпохи, во время развития души сознательной с человечеством происходит нечто значительнейшее, грандиозное. Оно заключается в том, что происходит определeнное разделение между жизнью мыслей, чувств и воли. Итак, пожалуйста, примите это со всей ясностью. Определeнное разделение, обретение самостоятельности жизнью мыслей, чувств и воли происходит у человечества 5-й послеатлантической эпохи. Эти три области душевной жизни становятся самостоятельнее у всего человечества. Человечество будущего будет тем отличаться от человечества прошлого, что в прошлом душа была более централизована в себе, тогда как в будущем душа станет чувствовать себя трeхчленной. Если человек остаeтся при самом себе, то он может проделывать развитие в том смысле, как вы это находите написанным в "Как достигнуть познания высших миров?"; это совершается с отдельным, индивидуальным человеком. Но когда люди вместе — а люди ведь бывают вместе как народ, как государство, в хозяйственном кругообороте и т.д., — когда люди общаются друг с другом, узнают и удовлетворяют свои общие интересы, то развивается... в живом общении людей это расщепление общей душевной жизни на три сферы, поскольку... за кулисами бытия человечество в целом прошло через определeнную фазу развития, которую можно сравнить с прохождением отдельных людей через Порог к сверхчувственному миру".

"Мимо серьeзного Стража Порога должно пройти всe человечество в этой 5-й послеатлантической эпохе. То, что ранее было централизованным единством (мысль, чувство, воля), должно расщепиться натрое, и каждый отдельный член должен сам стать централизующим. ... Это должно найти своe отражение в социальном организме, в котором живeт человек. Это не произвольно выбранное Apercu, когда говорится о социальной трeхчленности". 190(9)

746. "Если и не для внешнего сознания, то во внутреннем переживании человечество проходит через область, которую можно обозначить как область Стража Порога.

Новое человечество переступило Порог, на котором стоит серьeзный Страж. И этот серьeзный Страж прежде всего говорит: не оставайтесь связанными с тем, что произрастает из прошлого. Смотрите в своe сердце, смотрите в свои души, чтобы создать новое! Вы создадите это новое, если будете иметь веру, что из духовного мира могут прийти силы познания и силы воли для этого нового духовного творения. — Что для отдельного человека при вступлении в высшие миры познания должно быть событием совершенно особого значения, ныне происходит бессознательно для всего человечества. И те, кто соединились в Антропософское сообщество, они должны увидеть, что наинеобходимейшим в современности является довести до понимания людей это прохождение через область Порога. И как познающий человек должен понять, что мышление, чувство и воля разделяются (при прохождении Порога) и он должен их удержать вместе в высшем смысле, так должно современное человечество понять, что духовная, правовая, или государственная, и хозяйственная жизнь должны разделиться и должно быть создано их более высокое соединение, чем это имеет месте в современном государстве". 202(15)

Трeхчленный человек и социальная трeхчленность

747. В связи с социальной трeхчленностью: "Различие между абстрактным и конкретным воззрениями состоит в том, что абстрактное представляет собой сумму понятий, с которой человек надеется стать счастливым или осчастливить всe человечество; конкретное же воззрение иное, о нeм знают: оно в самом себе таково, что позволяет вырастать из себя то одному, то другому, то третьему. А затем это одно, другое, третье может быть применено к иным внешним отношениям. Таково отличие воззрения, отвечающего действительности, от всякого догматизма". 186(10)

748. "Изучение человека груди (ритма) даст знание о том, как организовать работу, зарплату, ренту, капитал, средства производства и т.д. Изучение головного человека, человека чувств и нервов даст знание о государственной структуре, даст науку об обществе. А изучение человека обмена веществ, связанного с интуицией, даст истинный взгляд на развитие, на становление, позволит понять историческое развитие". 185-а(5)

749. "Мы не наследуем нашей головы... т.к. то, что функционирует в нашей голове, мы приносим из предыдущей инкарнации. Мы не наследуем нашей системы обмена веществ, т.к. она через оплодотворение дается нам Землeй. Мы наследуем то, что живeт внутри системы лeгких и сердца, все те силы, что живут в дыхании и циркуляции крови".
"Через сердце и легкие человек чувствует себя поставленным в среду людей. Через систему обмена веществ он чувствует себя принадлежащим к Земле, членом Земли". Через голову он чувствует себя гражданином внеземного. Рассудок же хочет всe это свести к простоте, к какому-либо mono. Люди от этого болеют. И так будет до тех пор, пока эта трeхчленность человека не отразится вовне, в социальной трeхчленности. 190(1)


750. "Мы видим троичность, которая должна состоять из трeх членов: во-первых, из питательной основы жизни, из всей хозяйственной жизни, экономики; во-вторых, из законодательного регулирования, что отвечает среднему человеку, ритму; в-третьих, из духовной жизни.

И мы видим, как эту троичность хотят унифицировать, так что хозяйство, экономика постепенно подминается государством, которое желает стать единственным предпринимателем. Духовная жизнь, та вообще уже подмята государством. ...
Три члена социальной структуры: хозяйство, законодательное регулирование, духовная жизнь — они столь радикально различны, как голова, грудь и нижняя часть тела. Если вы хотите государство нагрузить хозяйством, то это означает то же самое, что захотеть питаться через лeгкие и сердце вместо желудка. ... 188(7)

751. "Произведeнное сферой нервов и чувств является питанием для социального организма. Что у человека является ритмической системой, этому в социальном организме соответствует всe то, что должно быть передано государству. ... Что составляет хозяйственную жизнь, природную основу, всe то, что производится, это в некотором роде голова. Всe здесь наоборот по сравнению с индивидуальным человеком. Так что можно сказать: что человек производит через нервы и чувства, то социальный организм производит через природную основу, и как человек свой обмен веществ получает от природы, так социальный организм своe питание получает из человеческой головы".

"Материалистический век потерял дух в мировоззрении, а социальный организм потерял, соответственно, материю из хозяйства, из социальной взаимосвязи", потерял род и способ, каким следует производить. Это не игра аналогиями, но взгляд на истинную действительность. 188(8)

753. "Человек, с одной стороны, имеет грудь, голову, в которой действует духовный мир, а с другой — организм питания, где действует физическая сторона. Благодаря этому человек является трeхчленным существом. Но также и социальный организм трехчленен, поскольку в нeм, с одной стороны, действует всe то, что рождает сами потребности, которые, как таковые, никогда не могут родиться через народнохозяйственный процесс, а с другой стороны — то, что порождает природа. Это ведeт к трeхчленности. В середине находится то, что связывает обе эти части".

"Ни в какой мере потребность не должна порождаться самим социальным процессом, самим хозяйственным процессом, но потребность должна развиваться извне, через этический или какой-либо иной культурный процесс. В нездоровые времена потребность развивается чисто народнохозяйственно, и нездорово мыслящие люди этому рады". Ныне рекламой вызывают интерес к продукту. "Социальный организм должен товары получать на природной основе, а потребности — из самого человеческого развития". 188(9)

Трeхчленные взаимосвязи

754. "Духовная жизнь — это то, что образует Я, когда оно само себя внутренне перерабатывает. Вся духовная жизнь является внутренней переработкой Я. Всe, что Я берeт из минерального царства и преображает в искусстве, религии, науке и т.д., — это духовный мир, преобразованное минеральное царство, духовная область. А что возникает благодаря одному тому, что ас.тело, которое ведь остаeтся у большинства людей в подсознательных глубинах, имеет постоянную тенденцию принимать всевозможные растительные формы? Если вы преобразуете то, что живeт в ас.теле, если это полуинстинктивно, в полусознательной форме засветит в сознание, что тогда получится? Тогда получится правовая, или государственная, область.

А если вы рассмотрите то, что теперь противоположным образом во внешней жизни переживается в связи с тем, что человек несeт в эф.теле от животного царства, если вы рассмотрите это, идущее от человека к человеку, то вы получите третью область социального трeхчленного организма. ... В эф.теле мы не образуем подсознательно животный мир, но видоизменяем это тело как люди. И мы это делаем в социальной ... жизни, когда живeм вместе". 199(12)

755. "Людьми мы являемся только в физ.теле. Всe животное царство мы носим в нас, в нашем эф.теле. ... Как наше эф.тело предрасположено принимать все животные формы, так наше ас.тело предрасположено принимать все растительные формы. Здесь лучше воспользоваться сравнением и сказать: когда эф. тело видит осла, то оно воодушевлено тенденцией стать ослом; ас.тело хочет стать просто чертополохом, который ест осeл. ... ас.тело реагирует на комплекс сил, образующих мир растений.

Минеральное царство — это, опять-таки, комплекс сил, образующих различные формы минерального. Это действует в нашем Я. В случае Я вы это имеете явленным совершенно открыто, ибо вы мыслите только минеральное. Уже говорилось до оскомины, что человек может понимать интеллектом только мeртвое. ... физ.тело как таковое не живeт ни в одном из этих царств, оно имеет своe собственное царство... оно есть царство для себя". 199(12)


6317061441202260.html
6317100986683247.html
    PR.RU™